Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2015 год


Бизнес-система ОК РУСАЛ

Бизнес-система ОК РУСАЛ

Подход к управлению

Бизнес-система РУСАЛ (далее — БС) основана на принципах производственной системы TOYOTA (TPS), которые позволяют обеспечить непрерывное совершенствование производственных и бизнес-процессов таким образом, чтобы Компания могла соответствовать изменяющимся требованиям заказчика и оставаться эффективной на мировом рынке.

Цель построения и развития БС  — выстроить сквозные бизнес-цепочки от поставщика до потребителя и наладить эффективное управление их ожиданиями и потребностями, а также внедрение культуры постоянных улучшений на предприятиях. БС выстраивается в периметре всей Компании, включая иностранные активы.

Внедрение БС требует максимального участия, понимания и заинтересованности всех сотрудников Компании, включая высшее руководство. Поэтому обязательным элементом управления БС является развитие персонала и обучение соответствующим механизмам и инструментам управления, внедрение процедур выявления лидеров на производстве (программа «БС 250»).

Модель Бизнес-системы ОК РУСАЛ

Структура управления БС РУСАЛ

 

Целеполагание в рамках БС соотносится с общими стратегическими целями Компании: ежегодно формулируются ключевые задачи и количественные показатели на следующий отчетный период.

Компания устанавливает КПЭ для сотрудников в области развития БС. Каждый ключевой руководитель (старший мастер, начальник цеха, начальник отдела, директор по производству, директор по направлению) должен иметь своей проект и отчитываться о его реализации перед генеральным директором.

Основные элементы Бизнес-системы

Управляющие комитеты

Выездные управляющие комитеты (далее — УК), проводятся несколько раз в год в целях развития БС на предприятиях, на каждом из них присутствуют представители высшего руководства: обязательное участие принимают члены правления ОК РУСАЛ. В 2015 году УК впервые проведен в глиноземном дивизионе, на Ачинском глиноземном комбинате. В Саяногорске УК проведен повторно для оценки динамики ключевых показателей.

Кайзен-мастерские

Кайзен-мастерские являются эффективным инструментом, позволяющим внедрить предложенные работниками улучшения в производственный процесс. Кайзен-мастерские работают на всех десяти алюминиевых заводах в России; в 2016 году этот инструмент планируется внедрять в Глиноземном дивизионе.

Показатели кайзен-улучшений по развитию БС

Показатели

2015

Получено предложений, шт.

5311

Реализовано предложений, шт.

4639

Количество «кайзен-мастерских»

10

Экономический эффект от реализации, млн долл. США

6,2

 

Конкурс «Улучшение года»

Ежегодно проводится конкурс «Улучшение года» среди сотрудников по четырем номинациям: «Безопасность», «Качество», «Производительность» и «Экономичность». Поступившие от работников предложения аккумулируются на внутреннем корпоративном портале и находятся в общем доступе. Компания ежегодно получает значительный социальный и экономической эффект от реализации поступивших предложений: в 2015 году экономический эффект составил 16,4 млн долл. США.

Количество работников, принявших участие в конкурсе, чел.

 

Обучение

Совместно с Дирекцией по персоналу в отчетном году продолжено обучение членов Правления и членов кайзен-команд заводов принципам и идеалам БС на учебных площадках и эталонных участках ключевых заводов Компании. Всего обучение принципам и инструментам БС в 2015 году прошли 3996 человек.

Обучение работников принципам и инструментам БС

Показатели

2015

Обучено всего, чел., в том числе

3995

внутреннее обучение, чел.

1213

внешнее обучение, чел.

207

дистанционное обучение, чел.

3030

Кол-во практических тренингов по различным темам в области организации и совершенствования производственного процесса, шт.

32

 

Подготовка кадрового резерва БС обеспечивает преемственность подходов к управлению процессом внедрения БС и аккумулирует опыт Компании. В 2015 году в кадровый резерв приняты 113 человек, из которых 19 назначены или представлены к назначению на позиции от менеджеров отделов, начальников отделов и старших мастеров до директора по производству.

Подготовка кадрового резерва по программе «БС 250»

Развитие бизнес-системы в 2015 году

Компания продолжила совершенствовать процессы по безопасности и эффективности производства, обеспечению высокого качества продукции и развитию человеческого потенциала.

Повышение эффективности работы оборудования

На системной основе продолжена деятельность по повышению эффективности работы промышленного оборудования, в том числе по сокращению времени плановых и внеплановых простоев. В отчетном периоде коэффициент технической готовности основного технологического оборудования повысился до 96,3%. Однако более комплексный показатель эффективности использования оборудования (ОЕЕ[15]) выявил готовность оборудования не более, чем на 67%. Компания анализирует полученные данные, чтобы найти дополнительные резервы в работе оборудования.

Портал БС

Работает внутренний портал БС, на котором размещена производственная методологическая база Компании. Вся находящаяся в доступе информация является актуальной и пользуется спросом у сотрудников различных управленческих уровней Компании. Разрабатывается внешний портал, основная задача которого — обеспечить доступ потребителей и поставщиков к информации по БС.

Большое внимание уделялось развитию системы работы с поставщиками и клиентами (подробнее см. раздел «Цепочка поставок»).

Показатели развития БС в 2015 году

Показатели

2015

Количество проектов, направленных на развитие БС ОК РУСАЛ (проекты на уровне Компании — по совершению логистических операций, качеству, развитию поставщиков и др.)

119

Количество внутризаводских проектов (проекты на уровне предприятия, направленные на снижение потерь, оптимизацию работы оборудования и др.)

94

Количество проектов в формате А3 (проекты на уровне подразделений и участков — каждый работник может инициировать и защитить свой проект на любую тему)

309

Суммарный экономический эффект от реализации мероприятий по развитию и внедрению БС, млн долл. США

34,9

Планы на 2016 год

Перспективные планы по развитию БС — совершенствование системы логистики, развитие работы с поставщиками в целях повышения качества продукции и удовлетворенности потребителя, сокращения сроков доставки, продолжение программы обучения.

Повышенное внимание будет уделяться взаимодействию с клиентами, анализу их потребностей, а также развитию поставщиков путем их вовлечения в совместную работу по совершенствованию технологий, оптимизации затрат и повышения качества закупаемой продукции.