Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2016 год


Бизнес-система ОК РУСАЛ

Бизнес-система ОК РУСАЛ

Подход к управлению

Бизнес-система ОК РУСАЛ - это среда, которая способствует развитию персонала, внедрению культуры непрерывного совершенствования производственных и бизнес-процессов Компании, а также формирует системный подход к применению инструментов повышения эффективности, представления и распространения производственной системы РУСАЛа.

Бизнес-система ОК РУСАЛ (далее  БС) основана на принципах производственной системы TOYOTA (TPS), которые позволяют обеспечить непрерывное совершенствование производственных и бизнес-процессов, быстро реагировать на изменения потребностей клиентов и оставаться эффективной компанией на мировом рынке.

Цель построения и развития БС  выстроить сквозные бизнес-цепочки от поставщика до потребителя и наладить эффективное управление их ожиданиями и потребностями, а также внедрить культуру постоянных улучшений напредприятиях. БС выстраивается в масштабах всей Компании, включая иностранные активы.


Структура управления БС

Целеполагание в рамках БС[14] соотносится с общими стратегическими целями Компании: ежегодно формулируются ключевые задачи и количественные показатели на следующий отчетный период. Предусмотрены конкретные цели для каждого дивизиона и предприятия. Каждый руководитель (старший мастер, начальник цеха, начальник отдела, директор по производству, директор по направлению) должен иметь своей проект по развитию БС и отчитываться о его реализации перед генеральным директором.

Управляющие комитеты

Выездные Управляющие Комитеты проводятся несколько раз в год в целях развития БС на предприятиях. На каждом из них присутствуют представители высшего руководства: обязательное участие принимают члены правления ОК РУСАЛ.

Кайзен-мастерские

Кайзен-мастерские являются эффективным инструментом оптимизации производственных процессов истандартизации технологических операций, который позволяет  внедрить предложенные работниками улучшения. Кайзен-мастерские работают на 10 заводах РУСАЛа в Алюминиевом, Глиноземном и Упаковочном дивизионах, а также в Дирекции по новым проектам.

Показатели кайзен-улучшений по развитию БС

Показатели

2015

2016

Получено предложений от работников, шт.

5311

10863

Реализовано предложений работников, шт.

4639

9856

Количество кайзен-мастерских

10

10

Конкурс «Улучшения года»

Ежегодно проводится конкурс «Улучшения года» по четырем номинациям: «Безопасность», «Качество», «Производительность» и «Экономичность». Поступившие от работников предложения проходят оценку, лучшие признаются победителями и внедряются на производстве. РУСАЛ ежегодно получает значительный социальный иэкономической эффект от реализации поступивших предложений: в 2016 году ожидаемый экономический эффект отвнедрения улучшений составил 10,5 млн долл. США.

Количество работников, принявших участие в конкурсе, чел.

Обучение

Внедрение БС требует максимального участия, понимания и заинтересованности всех сотрудников Компании, включая высшее руководство. Поэтому обязательными элементами управления БС являются развитие персонала и обучение соответствующим механизмам и инструментам управления, внедрение процедур выявления лидеров на производстве (программа «БС 250»).

Совместно с Дирекцией по персоналу проводится обучение членов Правления и членов кайзен-команд заводов принципам и идеалам БС на учебных площадках и эталонных участках ключевых заводов. В отчетном году было принято решение о ежегодном цикле программы подготовки кадрового резерва «БС 250». При этом выпуск специалистов, прошедших полный цикл обучения, будет составлять не менее 10% от общего числа кандидатов.

В 2016 году все члены Правления, а также 15 топ-менеджеров предприятий прошли обучение и квалифицированы на знание методов и подходов бизнес-системы.

Обучение работников принципам и инструментам БС

Показатели

2015

2016

Обучено всего, чел., в том числе

4450

7651

внутреннее обучение, чел.

1213

3780

внешнее обучение, чел.

207

27

дистанционное обучение, чел.

3030

3844

Количество практических тренингов по различным темам в области организации и совершенствования производственного процесса, шт.

32

306

Программа подготовки кадрового резерва «БС 250» обеспечивает преемственность подходов к управлению процессом внедрения БС и аккумулирует опыт Компании. В 2016 году в кадровый резерв по результатам трех этапов отбора былизачислены 127 человек, из которых 78 человек были назначены на различные позиции (в том числе на вышестоящие 59 человек). Из набора 2015 года 84 человека получили назначение на различные должности (в том числе получили повышение 56 человек).

Развитие бизнес-системы в 2016 году

Перед Компанией поставлена стратегическая задача по снижению себестоимости продукции, и проекты бизнес-системы могут внести заметный вклад в ее достижение за счет снижения транспортных расходов, исключения затрат на переупаковку продукции, а также за счет отсутствия претензий от потребителей по срокам поставки, эффективного обслуживания и эксплуатации оборудования и других улучшений.

На системной основе продолжается деятельность по повышению эффективности работы производственного оборудования, в том числе по сокращению времени плановых и внеплановых простоев. Внедряется методика оценки общей эффективности оборудования (ОЕЕ[15]). Компания анализирует полученные данные, чтобы найти дополнительные резервы в работе оборудования.

В 2015 году было открыто несколько пилотных проектов по увеличению объема выпуска продукции благодаря повышению эффективности оборудования, в 2016 году получены первые результаты:

·         на Красноярском алюминиевом заводе реализовано два проекта. В результате производительность литейного агрегата № 5 по производству плоских слитков возросла с 10,5 тысяч тонн до 11,5 тысяч тонн в месяц, а производительность литейного агрегата № 16 по производству Тобразных слитков  до 4900 тонн в месяц;

·         на заводе САЯНАЛ в результате сокращения времени переналадок и простоев на фольгопрокатном стане С-2 увеличен выпуск фольги до 2720 тонн в месяц.

Показатели развития БС

Показатели

2015

2016

Количество проектов, направленных на развитие БС ОК РУСАЛ (проекты на уровне Компании – по совершению логистических операций, качеству, развитию поставщиков и др.)

119

312

Количество внутризаводских проектов (проекты на уровне предприятия, направленные на снижение потерь, оптимизацию работы оборудования и др.)

712

644

Количество проектов в формате А3[16] (проекты на уровне подразделений и участков – каждый работник может инициировать и защитить свой проект на любую тему)

309

229

Взаимодействие с потребителями

С 2015 года приоритетом в развитии бизнес-системы является выстраивание сквозных бизнес-процессов от поставщика до потребителя, работа с ключевыми клиентами и поставщиками.

Среди ключевых поставщиков Компании  производители легирующих материалов, кокса («Лукойл-Пермь»), пека (Западно-Сибирский металлургический комбинат), фтористого алюминия («Фосагро») и других видов сырья иматериалов, необходимых для производственного процесса. Специалисты бизнес-системы РУСАЛа встречаются спартнерами, рассказывают о TPS, показывают примеры влияния бизнес-системы на производственную культуру и процессы, затем помогают им наладить работу на проблемных участках. Таким образом, поставщику предоставляются знания, а при наличии интереса  и обучение.

В интересах потребителей и для повышения гибкости производства и логистики в 2016 году был открыт ряд проектов по сокращению lead-time (времени, прошедшего от момента получения заказа до доставки заказанной продукции). В частности, открыты:

– проект «Оптимизация цепочки поставок готовой продукции производства ЛА 5 Красноярского алюминиевого завода европейским потребителям»; потребитель – Elval S.A. (слитки плоские). Достигнутый lead time – 60 суток;

– проект «Оптимизация цепочки поставок готовой продукции производства ЛА 10 Братского алюминиевого завода азиатским потребителям»; потребители – Kobe Steel LTD., UACJ Corporation, Novelis Korea Limited (слитки плоские). Достигнутый lead time – 60 суток;

– проект «Оптимизация логистической схемы поставки плоских слитков марки 3104БТ производства Красноярского алюминиевого завода (ЛА 4) в адрес АО «Арконик СМЗ»; потребитель – АО «Арконик СМЗ». Достигнутый lead time – 20 суток;

– проект «Сокращение времени выполнения заказа в США. Сокращение времени выполнения заказа и улучшение загрузки мощностей по первичным сплавам в Т-образной чушке, ЛА 16, Красноярского алюминиевого завода»; потребитель – General Aluminum Manufacturing Company. Достигнутый lead time – 75 суток.

В дальнейшем планируется масштабировать полученные результаты на другие предприятия, виды продукции и потребителей Компании.

Планы на 2017 год

Для сокращения сроков доставки продукции и оптимизации цепочки поставок планируется реализовать проекты на Братском и Красноярском алюминиевых заводах, и фольгопрокатном заводе САЯНАЛ.

На ряде предприятий будут открыты новые пилотные проекты по превентивному обслуживанию оборудования и по организации стабильных сроков повагонной отправки по железной дороге.