Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2015 год


Система менеджмента качества

 Система менеджмента качества


Подход к управлению

Реализация стратегии ОК РУСАЛ предполагает достижение цели стать эффективным производителем за счет повышения качества управления, гибкости производственных процессов и ориентации на потребности клиентов. Усилия менеджмента и трудовых коллективов сфокусированы на раскрытии потенциала в сфере управления и взаимодействия с ключевыми партнерами в цепочке создания стоимости.

В Компании внедрена и успешно действует система менеджмента качества (далее — СМК), сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.

Все основные предприятия ОК РУСАЛ (российские и зарубежные) имеют сертификаты соответствия требованиям ISO 9001 (всего 25 предприятий). Функция поддержания и совершенствования СМК на российских заводах централизована в управляющей компании: под единым сертификатом аккредитованы 17 предприятий, что обеспечивает унификацию подходов к обеспечению качества. Помимо этого, четыре алюминиевых завода[13] подтвердили соответствие своих систем менеджмента качества требованиям международного стандарта для поставщиков автомобильной промышленности ISO/TS 16949. На зарубежных предприятиях подходы к управлению СМК постепенно перестраиваются под единые требования Компании.

СМК — это часть общей системы управления Компанией, она направлена на постоянное улучшение всех бизнес-процессов, снижение производственных и иных рисков, а также результативное взаимодействие с заинтересованными сторонами, участвующими в цепочке поставок. Высокое качество процессов управления является ключевым фактором достижения и удержания высокого качества продукции и услуг. Процедуры управления в рамках СМК затрагивают следующие стадии жизненного цикла продукции:

·         анализ требований потребителей;

·         разработка новых производственных процессов и совершенствование действующих;

·         закупка сырья и материалов;

·         производство;

·         процессы, связанные с потребителями;

·         хранение и доставка продукции.

Департамент менеджмента качества отвечает за поддержание в рабочем состоянии и развитие СМК. На производственных площадках работают локальные службы качества, подотчетные департаменту.

Действует Политика в области качества, в которой установлены единые требования и принципы для всех предприятий Компании. Внутренние документы в области качества регулярно актуализируются, разрабатываются новые процедуры, корпоративные стандарты и регламенты. Ежегодно устанавливаются цели в области качества, которые входят в состав KPI функциональных подразделений; отчеты предоставляются для рассмотрения Правлению ОК РУСАЛ.

На регулярной основе организуется как внешнее, так и внутреннее обучение персонала требованиям международных стандартов по качеству ISO 9001, ISO/TS 16949, а также современным инструментам качества, таким как Failure Mode and Effects Analysis (FМEА), Statistical Process Control (SPC), Measurement System Analysis (MSA), Advanced product quality planning (APQP) и др.

 

Основные результаты 2015 года

В 2013–2015 годах развитие СМК было направлено на повышение эффективности взаимодействия с поставщиками и клиентами, качества производственных процессов, а также организационного развития СМК. По итогам 2015 года:

-       разработана Стратегия в области качества;

-       завершен этап реорганизации служб качества: теперь на всех алюминиевых заводах службы качества являются независимыми структурами, обеспечивающими реализацию требований потребителей и соответствие стандартам СМК;

-       завершена Программа развития в области качества на 2014–2015 годы;

-       выстроена новая система взаимодействия с поставщиками.

Разработка Стратегии в области качества на 2016–2019 годы

Стратегия в области качества разрабатывалась при участии основных предприятий РУСАЛа — производителей алюминиевой продукции. В Саяногорске прошла первая конференция по качеству, на которой ее участники (представители соответствующих служб алюминиевых заводов, Алюминиевого дивизиона и Дирекции по новым проектам, представители Департамента качества, Дирекции по сбыту, Литейного центра и Коммерческой дирекции) обсудили новые целевые показатели в области качества, задачи по работе с поставщиками, новые стандарты взаимодействия с клиентами и другие вопросы. Были определены приоритетные направления дальнейшего развития, которые легли в основу Стратегии.

Реорганизация служб качества

В 2014–2015 годах проводилась реорганизация служб качества на предприятиях, что было связано с поставленной стратегической задачей увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Выпуск такой продукции требует контроля большего количества параметров процессов на этапе производства и при отправке ее потребителю.

Изменения коснулись состава служб, их функций и порядка работы, а также взаимодействия с другими подразделениями и деловыми партнерами. Функции обновленных служб качества включают контроль входящего сырья, процесса производства и дальнейшего движения продукции. Еще одной важной задачей является анализ рисков при постановке на производство новых видов продукции. Службы получили достаточно широкие полномочия для того, чтобы оперативно находить проблемы качества и их решения. Службы качества подчиняются непосредственно управляющим директорам заводов.

По итогам 2015 года принято решение о создании Дирекции менеджмента качества с непосредственным подчинением генеральному директору Компании.

Программа развития Компании в области качества на 2014–2015 годы

В 2015 году продолжены работы по Программе развития Компании в области качества на 2014−2015 годы (далее — Программа). После утверждения Стратегии в области качества Программа развития СМК Компании будет пересмотрена

Основные мероприятия Программы

Процедуры закупки и развития поставщиков

Производственные процессы

Процессы, связанные
с потребителями

Лидерство руководства
и развитие персонала

Мероприятия:

— по совершенствованию претензионной работы;

— по разработке техничес­ких требований и проце­дур;

— по внедрению рейтин­говой оценки поставщиков,

— по развитию поставщиков и др.

Проекты и мероприятия:

— по повышению качества процессов;

— по стандартизации рабочих мест;

— по тиражированию системы обслуживания обору­дования и др.

Мероприятия:

— по совершенствованию процессов анализа требований потребителей;

— по управлению претензиями;

— по взаимодействию сбыта и производства;

— по обеспечения сохранно­сти продукции в процессе доставки и др.

Мероприятия:

— по разработке целей в области качества на всех уровнях управления;

— по вовлечению высшего руководства в процессы управления;

— по обучению и развитию сотрудников, включая руководство

В 2015 году реализованы мероприятия:

— продолжена реализация проектов по развитию поставщиков сырья и материалов и портов;

— актуализированы требования по обращению с продукцией в процессе транспортировки и перевалки продукции (включая обучение сотрудников портов);

— внедрена автоматизированная обработка и анализ затрат, связанных с переупаковкой и очисткой продукции, в российских портах

— введены в действие типовые требования к качеству продуктов (литейные сплавы, плоские слитки);

— внедрены единые требования к сертификатам качества на готовую продукцию;

— проведены внутренние аудиты СМК предприятий и подразделений Компании;

— проведен комплексный аудит, разработана и реализуется программа повышения качества процессов и продукции на заводе Kubal (Швеция)

— актуализированы процессы анализа требований потребителя, оценки рисков, анализа измерительных систем;

— установлены целевые показатели по итогам сравнения продукции ОК РУСАЛ (литейные сплавы) с лучшими предложениями иностранных компаний;

— разработаны и внедрены стандарты по анализу требований и управлению претензиями клиентов, управлению несоответствующей продукцией, оценке удовлетворенности потребителей (для предприятий порошковой металлургии и производства кремния)

Разработаны курсы СДО:

— «Анализ измерительных систем MSA»;

— «Анализ видов и последствий потенциальных отказов технологических процессов АВПО».

Проведено внешнее обучение лаборантов (120 чел), в т. ч. по курсам:

— «Технологии металло­графического контроля: определения качества алюминиевых сплавов, анализ чистоты металла методом PoDFA»;

— «Радиационный контроль»;

— «Система менеджмента качества аналитической лаборатории»

 

Цепочка поставок

Одна из основных задач Программы — построение новой системы отбора поставщиков и развитие работы с пожеланиями и претензиями заказчиков по всей цепочке — от производства до транспортировки, разгрузки и хранения. Подробнее по данной теме см. раздел «Цепочка поставок».

Развитие СМК

В 2015 году были разработаны и введены в действие новые документы, регламентирующие работу в области качества, а также актуализированы действующие.

Новые документы

Актуализированные документы

·          Стандарт «Порядок оформления сертификатов. Общие требования к оформлению сертификатов качества и массы на предприятиях ОК “РУСАЛ”»;

·          Стандарт СТ АД 09.7.5.1. «Слитки плоские из алюминия и алюминиевых сплавов. Методы измерения геометрических характеристик»;

·          Стандарт СТ 09.8.3.5 «Управление несоответствующей продукцией. Общие требования к организации процесса при обнаружении отклонений характеристик качества в процессе производства порошков, паст, пудр»;

·          Стандарт качества первичных литейных сплавов (расширенные требования потребителей)

 

·          Стандарт РГМ 03.05 «Анализ видов и последствий потенциальных отказов технологических процессов. АВПО. Общие требования»;

·          Стандарт СТ РГМ 09.7.6.1 «Организация и порядок проведения анализа измерительных систем (MSA)»;

·          Стандарт СТ АД 09.7.2 «Анализ требований потребителя»;

·          Регламент разработки и управления технологической документацией на новые и модернизируемые технологии производства алюминия;

·          Регламент разработки и управления технологической документацией на действующие технологии алюминиевого производства и др.

Продолжена практика проведения внутренних аудитов, целью которых является оценка функционирования СМК в подразделениях Компании, выявление областей для улучшения, комплексный анализ различных факторов, влияющих на качество выпускаемой продукции. В состав команды аудиторов помимо представителей служб качества входят также производственные специалисты, специалисты, занимающиеся ремонтом оборудования, и др. По результатам аудитов в подразделениях разрабатываются и реализуются программы корректирующих мероприятий.

В августе 2015 года проведена конференция служб качества алюминиевых заводов, на которую были приглашены представители технической дирекции, дирекции по сбыту, дирекции по обеспечению бизнеса (коммерческой дирекции). В рамках конференции:

— представлены итоги работы по обеспечению качества продукции и перспективы дальнейшего развития;

— обсуждены вопросы организации процесса управления внутренним браком, снижения времени реакции на претензии потребителей, обеспечения качества поставок и технологических процессов, намечены программы действий;

— представлены проекты по статистическому управлению процессами (SPC), проведению процесса одобрения производства (РРАР).

В январе и ноябре 2015 года конференции по качеству проведены на предприятиях прочих бизнесов (кремниевой и порошковой металлургии), на которых обсуждались регламентация процессов анализа требований потребителей, оценка удовлетворенности потребителей, управление несоответствующей продукцией и претензиями потребителей, проведен обмен опытом и лучшими практиками заводов.

Конференции служб качества будут проводиться на регулярной основе.

Развитие персонала

Добиться улучшения бизнес-процессов возможно лишь при участии работников, поэтому обучению персонала в области качества уделяется должное внимание. В Компании разработана матрица компетенций, с помощью которой определяется, какие требования в области СМК предъявляются к каждой позиции и какое дополнительное обучение требуется пройти работнику. Система тренингов и обучающих курсов охватывает персонал всех уровней управления — начиная от рабочего и заканчивая топ-менеджментом Компании.

Обучение вопросам СМК проводится в рамках Функциональной академии качества. Одним из подходов к обучению, позволяющим охватить большую долю персонала Компании, является система дистанционного обучения (СДО) РУСАЛа. В библиотеке СДО размещены в том числе и курсы, касающиеся вопросов управления качеством.

Количество сотрудников, прошедших обучение в области качества

Вид обучения

Количество чел.

2014

2015

Внутреннее

462

175

Внешнее

52

227

В системе дистанционного обучения

648

187

Всего

1162

589

Примечание: В 2015 году в Компании не внедрялись новые требования, требующие массового обучения работников, поэтому в системе СДО в основном проходили обучение вновь принятые и вновь назначенные сотрудники.

 

Основные направления обучения

Обучение в системе СДО

·         Требования стандарта ИСО/ТС 16949
(в том числе обучение руководящего состава)

·         Требования новой версии ИСО 9001-2015

·         Аудит процесса в соответствии с требованиями VDA 6.3

·         «Процесс одобрения производства продукции» (РРАР) и «Процесс перспектив­ного планирования качества» (APQP)

·         Статистические методы управление процессами

·         Требования ИСО 9001:2008

·         Анализ измерительных систем

·         Внутренние аудиты

·         Управление претензиями потребителей

·         Атомная спектрометрия

 

Планы на 2016 год

В 2016 году принята Стратегия в области качества на 2016–2019 годы, разработан план мероприятий по ее реализации. В связи с этим Компания намерена пересмотреть Политику в области качества и ключевые процессы управления СМК. Среди основных задач на предстоящий период:

-       подготовка и осуществление перехода на новую редакцию стандарта ИСО 9001-2015;

-       создание единого управляющего органа — Управляющего Комитета по качеству;

-       организация служб качества в дивизионах и дирекциях управляющей компании с функциональным подчинением Дирекции по качеству;

-       открытие пилотных проектов по качеству в управляющей компании:

·         стандартизация процесса сертификации процессов производства,

·         организация прямого взаимодействия технических специалистов РУСАЛа со специалистами потребителей;

-       организация процесса выявления потребности и обучения персонала инструментам качества;

-       автоматизация процесса проведения внутренних аудитов предприятий Компании.