Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2016 год


Система менеджмента качества

Система менеджмента качества

Подход к управлению

В Компании внедрена и успешно действует система менеджмента качества (далее  СМК), сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.

СМК стимулирует постоянное улучшение всех бизнес-процессов, снижение производственных и иных рисков, а также результативное взаимодействие с заинтересованными сторонами, участвующими в цепочке поставок. Высокое качество процессов управления является ключевым фактором достижения и удержания высокого качества продукции и услуг.

Основные предприятия ОК РУСАЛ (российские и зарубежные) имеют сертификаты[10] соответствия требованиям ISO 9001 (всего 27 предприятий[11]). Разработан план перехода на новую версию стандарта  ISO 9001:2015[12]Его реализация была начата в 2016 году, полный переход на новую версию запланирован на 2017 год.

Помимо этого, четыре алюминиевых завода имеют сертификаты соответствия требованиям международного стандарта для поставщиков автомобильной промышленности ISO/TS 16949, а фольгопрокатный завод САЯНАЛ  сертификат соответствия ISO 22001 (система менеджмента безопасности пищевых продуктов).

Действует Политика в области качества, в которой установлены единые требования и принципы для всех предприятий Компании. Ежегодно устанавливаются цели в области качества, достижение которых оценивается через KPIфункциональных подразделений; отчеты предоставляются для рассмотрения Правлению ОК РУСАЛ.

Процедуры управления в рамках СМК затрагивают следующие стадии жизненного цикла продукции:

·         анализ требований потребителей;

·         разработка новых и совершенствование действующих производственных процессов;

·         закупка сырья и материалов;

·         производство;

·         процессы, связанные с потребителями;

·         хранение и доставка продукции.

На регулярной основе проводится обучение персонала требованиям международных стандартов, а также современным инструментам качества, таким как Failure Mode and Effects Analysis (FМEА), Statistical Process Control (SPC), 

MeasurementSystem Analysis (MSA), Advanced product quality planning (APQP) и др.

В подразделениях Компании организуются конференции по качеству, а также внутренние аудиты, в ходе которых проводится оценка состояния СМК и выявляются области для улучшения. Планируется введение автоматизированной системы, с помощью которой будет осуществляться планирование, документирование и контроль в ходе аудитов.

Дирекция  менеджмента качества (далее  ДМК) отвечает за поддержание в рабочем состоянии и развитие СМК. Напроизводственных площадках работают локальные службы качества, подотчетные дирекции.

Итоги внутренних аудитов за 2016 год

Показатели

2015

2016

Проведено аудитов

23

22

Выполнение графика

80%

91%

Замечаний

346

380

из них несоответствий требованиям

199

239

Разработано корректирующих мероприятий

375

397

Выполнено на начало следующего года

257

303

% выполнения

69%

76%

 

Основные результаты 2016 года

Стратегия развития по качеству

Основные направления развития Компании в области качества определены в Стратегии развития по качеству на 2016-2019 годы (одобрена Управляющим Комитетом по качеству 21.06.2016 г. и Правлением 13.07.2016 г.). Развертывание Стратегии и формирование целей по качеству зафиксированы в ряде внутренних документов[13]Для достижения каждой цели сформирована программа, оценка достижения целей производится через процедуры еженедельного мониторинга. В 2016 году ДМК разработаны и внедрены стандарты:

  • Положение об Управляющем Комитете по качеству (утверждено Распоряжением руководства Компании от 23.06.2016 г.);
  • новая редакция стандарта «Управление претензиями потребителя» (введена в действие Распоряжением руководства Компании от 12.04.2016 г.);
  • Управление внутренними несоответствиями. Требования к организации процесса (утверждено Распоряжением руководства Компании от 26.09.2016 г.).

В 2016 году завершена программа по реорганизации служб качества в дивизионах и дирекциях Управляющей Компании с функциональным подчинением Дирекции менеджмента качества. На заводах сформированы независимые от производства подразделения с непосредственным подчинением управляющим/генеральным директорам предприятий.

Функции обновленных служб качества включают контроль входящего сырья, процесса производства и дальнейшего движения продукции. Еще одной важной задачей является анализ рисков при постановке на производство новых видов продукции.

Управляющий Комитет по качеству является органом управления для регулирования деятельности по планированию, обеспечению и повышению качества. Заседания Комитета проводятся ежемесячно с июня 2016 года. На управляющих комитетах рассматривались вопросы, связанные с обеспечением качества, планированием мероприятий в рамках структурированного метода решения проблем, а также инициативы в области качества, требуемые ресурсы и изменения в СМК.

Развитие СМК

«Совершенный процесс»

Инициатива «Совершенный процесс» была запущена с целью обеспечения стабильности и развития возможностей производственных процессов, ориентированных на удовлетворение и предвосхищение основных требований клиентов.

Для этого в рамках системы менеджмента качества организована работа по развитию определенного производственного процесса до статуса «Совершенный». Основные этапы работы включают:

-        выявление требований ключевого потребителя;

-        сравнительный анализ качества, определение пробелов и возможностей;

-        определение специальных характеристик продукта;

-        определение специальных параметров процесса в зависимости от характеристик;

-        назначение методов контроля и анализа с помощью измерительных систем;

-        мониторинг и оценка стабильности и возможностей производственного процесса;

-        разработка и реализация корректирующих действий для улучшения процесса и продукта;

-        оценка эффективности процесса со стороны клиента.

Пилотные проекты стартовали на Саяногорском и Красноярском алюминиевых заводах: они стали площадками для обучения персонала данной методологии. В планах Компании – реализация проектов на всех заводах Алюминиевого дивизиона, Дирекции по новым проектам и Упаковочного дивизиона. В 2016 году был запущен 21 «совершенный процесс» по продукции для ключевых клиентов, в том числе:

-        «совершенных процессов» в Алюминиевом дивизионе;

-        «совершенных процессов» в Дирекции по новым проектам;

-        «совершенных процесса» в Упаковочном дивизионе.

Для оказания методологической поддержки и обеспечения мониторинга хода реализации проектов по каждому направлению назначены кураторы со стороны ДМК / департаментов обеспечения качества дивизионов.

Группы по сокращению изменений

Группы по сокращению изменений (Variability Reduction Team, VRT) под руководством менеджеров по качеству были организованы в 2016 году для решения повторяющихся проблем по качеству. Анализ основных причин и корректирующие действия по этим проблемам находятся под пристальным вниманием руководителей организаций РУСАЛ. Эффективность корректирующих действий контролируется с помощью отзывов клиентов. Полученные уроки рассмотрены на Управляющем комитете по качеству.

Обучение сотрудников в области качества

В 2016 году проведено обучение по качеству, в том числе по темам: «Стратегия и Цели РУСАЛа по качеству», «Управление претензиями потребителей», «Управление внутренними несоответствиями», «Структурированный метод решения проблем (RCCA)» и др.

Количество сотрудников, прошедших обучение в области качества

Вид обучения

Количество человек

2014

2015

2016

Внутреннее

462

175

369

Внешнее

52

227

55

В системе дистанционного обучения

648

187

715

Всего

1162

589

1139

Достижения

·         Принята Стратегии развития по качеству РУСАЛа;

·         выстроена структура управления качеством;

·         созданы команды VRT;

·         реализованы пилотные проекты по сертификации процессов в САЗ и КрАЗе;

·         начала действовать инициатива “Совершенный процесс”;

·         с ключевыми клиентами начаты фокусные программы улучшения качества;

·         усовершенствован процесс управления претензиями клиентов;

·         время ответа на претензии клиентов сокращено с 67 рабочих дней в 2015 году до 20 рабочих дней в 2016 году;

·         процедуры контроля качества согласованы с ключевыми партнерами.

Планы на 2017 год

Среди основных задач на предстоящий период:

• Разработать план действий по переходу к требованиям стандартов ISO 9001: 2015 и IATF 16949: 2016.

• Повышать качество производственных процессов с помощью автоматизации, изменения функций и системы мотивации.

• Сокращать время ответа на претензии клиентов путем дальнейшего упрощения процесса и устранения действий, не добавляющих стоимости.

• Внедрять инициативу «Совершенный процесс» на каждом заводе.

• Реализовать фокусные программы улучшения качества совместно с ключевыми клиентами.

• Обеспечить единообразие процесса контроля качества входящего сырья и материалов.

• Внедрить процесс Расширенное планирование качества продукта (Advanced product quality planning, APQP).

• Разработать процедуру «Стоимость качества» (Cost of Quality Procedure).