Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2016 год


Структура управления

Структура управления

Структура управления

Планирование, контроль и отчетность в сфере охраны окружающей среды на уровне Компании осуществляет Департамент по экологии, охране труда и промышленной безопасности, входящий в состав Технической дирекции ОК РУСАЛ. Департамент включает отдел охраны труда и промышленной безопасности, отдел экологического нормирования и контроля и отдел регулирования выбросов парниковых газов. G4-СПМ

Оперативное управление вопросами охраны окружающей среды предприятий (согласование целей и бюджетов, финансирование мероприятий, контроль получения разрешительной документации, оценка экологических рисков и т.д.) осуществляется дивизиональными службами по экологии. На уровне предприятий непосредственную операционную деятельность в области охраны окружающей среды выполняют специализированные отделы по экологии, охране труда и промышленной безопасности[24].

Компания постоянно совершенствует систему экологического менеджмента. В отчетном году соответствие корпоративной системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001 подтверждено до 2018 года на 15 предприятиях ОК РУСАЛ, в том числе на всех алюминиевых заводах. К 2020 году Компания планирует сертифицировать все предприятия, осуществляющие реализацию продукции на рынке и не имеющие сертификации(фольгопрокатные заводы «АРМЕНАЛ», «Уральская фольга», кремниевые производства «Кремний» (г. Шелехов) и«Кремний-Урал» (г. Каменск-Уральский). В Компании проводятся мероприятия по адаптации СЭМ к требованиям новой версии стандарта ISO 14001:2015, в том числе:

–   обучение сотрудников Компании требованиям новой версии стандарта;

–   актуализация внутренних регламентов и процедур.

Соответствие предприятий Компании стандартам ISO 14001

В октябре 2016 года в рамках наблюдательного аудита компания DNV подтвердила соответствие зонтичной системы экологического менеджмента (СЭМ) предприятий по производству алюминия и порошков требованиям стандарта ISO 14001 на 2015-2018 гг.

Деятельность РУСАЛа в области природопользования и охраны окружающей среды труда ведется в соответствии с законодательством стран присутствия, внутрикорпоративными регламентами и процедурами, а также с добровольно принятыми обязательствами. В Российской Федерации ОК РУСАЛ ориентируется в первую очередь на следующие документы в сфере природоохранной деятельности:

·         Федеральный закон от 10.01.2002 г.  ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·         Федеральный закон от 04.05.1999 г. 96  ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

·         Федеральный закон от 24.06.1998 г. 89  ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

·         Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. 74  ФЗ;

·         Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. 136  ФЗ;

·         Федеральный закон от 30.03.1999 г. 52  ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

·         Федеральный закон от 07.12.2011 г. 416  ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

·         Федеральный закон от 23.11.2009 г. 261  ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

Управление экологическими рисками осуществляется в соответствии с установленными процедурами в рамках Регламента по управлению рисками. Выявленные несоответствия в рамках государственного надзора и добровольных аудитов фиксируются, и по ним разрабатываются корректирующие действия.

РУСАЛ стремится максимально соблюдать требования в области охраны окружающей среды, установленные природоохранным законодательством. На выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, а также на размещение отходов производства в установленном порядке оформляются разрешения, в которых определены лимиты негативного воздействия. Компания также своевременно осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Выявленные несоответствия в рамках государственного надзора и добровольных аудитов фиксируются. По несоответствиям (выявленным нарушениям) разрабатываются корректирующие действия.

В соответствии с законодательством РФ с природопользователей взимаются экологические платежи в качестве возмещения за негативное воздействие на природную среду:

·         выбросы загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;

·         сброс загрязняющих веществ в водные объекты, как на поверхности, так и под землей;

·         размещение отходов.

Размеры платежей зависят от степени воздействия на окружающую среду, т.е. от того, превышает ли природопользователь допустимые сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; или они остаются ли в рамках лимитов (сверхлимитов).

Экологические платежи за загрязнение окружающей среды, млн долл. США G4-ЕN29

Структура экологических платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды, тыс. долл. США

В 2016 году сумма платежей за загрязнение окружающей среды сократилась на треть по сравнению с предыдущим периодом и составила 7,2 млн долл. США, что преимущественно связано с введением в Российской Федерации с 1 января 2016 года новых нормативов платы за негативное воздействие. В структуре расходов наибольшая доля приходится на платежи за размещение отходов – 68%, платежи за выбросы в атмосферный воздух составили 29%, в водные объекты  3%. Сумма экологических штрафов в 2016 году составила 30 тыс. долл. США.