Отчет об устойчивом развитии ОК РУСАЛ за 2016 год


Стратегия и устойчивое развитие

Стратегия

Стратегия развития ОК РУСАЛ определяет основные направления и целевые ориентиры Компании до 2021 года. Вектор развития направлен на укрепление лидерских позиций ОК РУСАЛ в алюминиевой отрасли за счет повышения эффективности производства, совершенствования собственной энергетической базы и доступа к конкурентоспособным источникам энергоснабжения, обеспечения производства алюминия собственным сырьем. Важной задачей является также обеспечение транспортной безопасности бизнеса за счет оптимизации системы логистики. Компания намерена укрепить позиции и на ключевых рынках сбыта, уделяя особое внимание перспективному рынку России. G4-1

Согласно Стратегии, целями Компании являются: HKEx Appendix 27 KPI 10

1)      поддержание позиций РУСАЛа в качестве одного из наиболее эффективных производителей алюминия с самым низким углеродным следом;

2)      самообеспечение сырьем с целью полной независимости от поставок третьих сторон;

3)      проведение собственных НИОКР по повышению эффективности производства, выпуску новых типов алюминиевых сплавов и продукции, по разработке инновационных технологий;

4)      повышение гибкости производственного процесса для быстрой адаптации к меняющейся рыночной конъюнктуре;

5)      повышение доли продукции с добавленной стоимостью с целью обеспечения максимальной маржи и повышения качества обслуживания потребителей;

6)      увеличение доли продаж на ключевом для РУСАЛа рынке – в РФ и странах СНГ;

7)      создание новых областей применения алюминиевой продукции, стимулирующих потребление металла в РФ;

8)      запуск в России совместно с партнерами новых перерабатывающих мощностей, прежде всего на базе имеющейся инфраструктуры заводов, где было прекращено производство первичного алюминия.

9)      улучшение экологических показателей предприятий и дальнейшее повышение экологичности производства;

10)  энергетическая безопасность за счет доступа к конкурентоспособным источникам энергоснабжения;

11)  обеспечение транспортной безопасности бизнеса посредством оптимизации системы логистики.

12)  обеспечение оптимальной структуры капитала, повышение ликвидности акций и дальнейшее сокращение финансовой задолженности.

Одной из важнейших стратегических целей является превращение Компании в самого эффективного и экологически чистого производителя алюминия в мире (в отношении производства и технологий). Для достижения этой цели ОК РУСАЛ инвестирует в научно-исследовательские работы (включая производство новых типов сплавов, внедрение электролизера РА-550 и технологии инертных анодов, разработку новых видов продукции) и в модернизацию производственных мощностей.

В среднесрочной перспективе Компания намерена повысить долю продукции с добавленной стоимостью в структуре производства (доведя ее до 60%) и увеличивать продажи этой продукции на ключевых рынках Европы, Азии и США. Для этого реализуется комплексная программа развития производства, в рамках которой Компания намерена изменить структуру портфеля выпускаемой продукции, усовершенствовать систему управления качеством и бизнес-систему ОК РУСАЛ. В ближайших планах руководства ОК РУСАЛ – разработка новой стратегии развития Компании.

Также важной задачей ОК РУСАЛ считает содействие повышению спроса на алюминий на рынках РФ и СНГ. Для более активного взаимодействия производителей и потребителей алюминия в России было создано  Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия (Алюминиевая ассоциация России).  В рамках существующих контактов Компания активно сотрудничает с отечественными потребителями, находясь с ними в конструктивном диалоге, и совместными усилиями создает новые продукты, а также находит новые области применения алюминиевой продукции. Компания при содействии Министерства промышленности и торговли РФ реализует программу поддержки отечественных алюмопотребляющих отраслей, призванную стимулировать импортозамещение.

ОК РУСАЛ продолжает прилагать максимум усилий для того, чтобы оставаться эффективным и устойчивым производителем. Этого удается достигать благодаря постоянному сокращению затрат и оптимизации снабжения, транспортировки и логистики. Продолжается программа рационализации мощностей, в рамках которой сохраняется консервация ряда производственных площадок.

Несмотря на изменившиеся экономические условия, стратегические приоритеты в области экологии сохраняются: инвестиции направляются как на поддержание мощностей и техническое перевооружение производств, так и – в обязательном порядке – на охрану окружающей среды.

В области экологии и климата ОК РУСАЛ ставит перед собой следующие цели и задачи: HKEx Appendix 27 KPI 10

  достичь к 2022 году уровней выбросов в атмосферу на предприятиях Компании в пределах нормативов, установленных законодательством стран присутствия;

• защищать интересы Компании в вопросах, связанных с регулированием выбросов парниковых газов; сократить выбросы парниковых газов к 2025 году на 15% на алюминиевых заводах и на 10% на глиноземных заводах по сравнению с уровнем 2015 года;

• создать к 2020 году системы замкнутого оборотного водоснабжения для основных производственных процессов на объектах Компании;

• ежегодно увеличивать долю использованных и переработанных отходов, объемы отходов, подлежащих безопасному хранению и утилизации;

• полностью прекратить использование оборудования и исключить отходы, содержащие полихлорированные бифенилы (ПХБ) к 2022 году;

• ежегодно увеличивать долю восстановленных земель и содействовать сохранению биоразнообразия;

• создать корпоративную систему управления экологическими аспектами и рисками; сертифицировать к 2020 году системы управления на всех предприятиях, реализующих продукцию на рынке, на соответствие стандарту ISO 140001;

• содействовать созданию современной нормативно-правовой базы для защиты окружающей среды при производстве алюминия и глинозема.

Кроме того, ОК РУСАЛ планирует дальнейшую модернизацию производства и сертификацию своих производственных площадок по выпуску сплавов, фольги, порошков и кремния по стандарту ISO 14001. ОК РУСАЛ и в будущем намерена уделять должное внимание защите окружающей среды и повышению энергоэффективности.

Все социальные программы в регионах присутствия Компании, такие как развитие образования, здравоохранения, культуры и поддержка социальных инициатив в городах и селах присутствия, сохранены.

Созданная и распределенная стоимость за период 2013-2016 гг., млн долл. США[18] G4-ЕС1

Показатель

2013

2014

2015

2016

Созданная прямая экономическая стоимость

9 811

9 387

8 703

8 002

 Выручка

9 760

9 357

8 680

7 983 

 Финансовые доходы

51

30

23

19

Распределенная экономическая стоимость

14 449

17 465

11 435

12 539

Операционные затраты
9 562
8 230
7 084
6 922

Себестоимость продаж

8 429

7 223

6 215

6 070

Расходы по сбыту

488

402

336

331

Административные расходы

645

605

533

521

Заработная плата и другие выплаты и льготы сотрудникам
1 124
1 007
761
781

Заработная плата

869

795

616

619

Платежи по пенсионным программам с установленными взносами

246

207

143

160

Платежи по пенсионным программам с установленными выплатами

9

5

2

2

Выплаты поставщикам капитала
3 668
7 977
3 374
4 647

Процентные расходы от операционной деятельности

787

1 361

1 132

879

Проценты, уплаченные в рамках финансовой деятельности

631

677

516

452

Выплата основного долга

2 250

2 271

1 476

3 066

Дивиденды акционерам

250

250

Выплаты государствам
81
238
205
175

Налог на прибыль

81

238

205

175

Инвестиции в сообщества
14
13
11
14

Благотворительные отчисления

14

13

11

14

Нераспределенная экономическая стоимость

– 4 638

– 8 078

– 2 755

– 4 537

 

Активы, обязательства и собственный капитал

2013

2014

2015

2016

Совокупные активы

20 480

14 857

12 809

14452

Чистый долг

10 109

8 837

8 372

8 421

Собственный капитал

6 550

2 237

1 391

3 299

Операционные результаты, тыс. тонн

Показатель

2013

2014

2015

2016

Объем производства первичного алюминия

3 857

3 601

3 645

3 685

Объем производства глинозема

7 310

7 253

7 402

7 528

Объем добычи бокситов

11 418

12 108

12 112

12 187